Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Михаил Турецкий и его окружение

У коллектива с названием «Хор Турецкого» впечатляющая коллекция наград и званий. Руководитель и главный дирижер, отец-основатель московской группы имени, как он сам выражается, «себя любимого», Михаил Борисович Турецкий - обладатель ордена «Золотая корона» Американской ассоциации музыкального искусства. Во всем мире не найдется и десятка мастеров, имеющих столь почетную награду. И на родине хор Турецкого любят и уважают, и, конечно, приглашают во все уголки России, ближнего и дальнего зарубежья.

В минувшее воскресенье выступление хора могли лицезреть и рязанцы, которым посчастливилось попасть на единственный концерт московских артистов. А перед концертом с журналистами встретился заслуженный артист России Михаил Турецкий. Двухчасовое ожидание мэтра (ох, уж эти перманентные «пробки» на дорогах) окупилось сполна - на вопросы местных «акул пера» Турецкий отвечал охотно и откровенно.

Выбранные фрагменты из той встречи вкупе с краткими впечатлениями от концерта я и предлагаю, в первую очередь, тем, кому так и не удалось попасть на концерт прославленного коллектива. Он состоялся в концертном зале им. С. Есенина ГКО «Рязаньконцерт».

Итак, начну не с брифинга, а, собственно, с самого концерта. Сначала зал замер, услышав первые звуки музыки, напрягся, а потом буквально «растаял»: не осталось и следа недоверия и предубеждения, что, вот, дескать, еще одни «звезды» в Рязань приехали. Перед мощью звуковой материи хора Турецкого устоять невозможно. Голоса певцов пластичны, подвижны, легки. Пение свободно и раскрепощено. Актеры импровизируют по ходу действа. Причем голоса, развивающиеся вроде бы самостоятельно, в одно мгновение вдруг оказываются именно в той точке, которая задана дирижером. Артистичный, умеющий и знающий, как обращаться с публикой, Михаил Турецкий - на сцене царь и бог. Это именно его хор, мотором которого он является во всем своем блеске и великолепии.

Фрагмент I.

«Если кратко о себе, любимом, то мне 43 года, я родился в Москве, закончил хоровое училище, институт Гнесиных как дирижер-хоровик и аспирантуру как симфонический дирижер.

15 лет назад создал классический хоровой коллектив, который сейчас трансформировался в музыкально-сценическую и театрализованную вокальную группу. Скорее, наш коллектив уже не хор, а театр песни имени его руководителя, потому что более остроумного названия мы придумать не смогли.
А все подробности, все этапы большого пути хора я описал в своей книге «Хормейстер». Уже есть несколько сигнальных экземпляров книги, а через полгода она будет выпущена большим тиражом.

Конечно, за 15 лет своего существования хор претерпел некоторые изменения. Он сократился до 10 человек, потому что на эстраде обычным, классическим хором работать сложно. А 10 человек - в самый раз. Еще Моцарту как-то говорили: «Слишком много нот, милый Моцарт», а он отвечал: «Ровно столько, сколько нужно». Вот и мне нужно на сцене 10 человек, чтобы я мог полностью реализовать свои идеи. И еще нужны «живые» инструменты - не оркестр, а деликатные аккомпаниаторы, которые бы не мешали, не вредили бы звуковой палитре певцов. Так, у нас появился интересный гитарист. Есть и органист, который на синтезаторе воссоздает очень интересные звуки, я его называю «человек-оркестр».

В результате на сцене перед вами появятся 12 человек. Из них восемь работают в коллективе больше 10 лет. К нам сейчас попасть не легко и не трудно - просто нельзя. На сегодня это сложившийся коллектив, в котором все составляющие находятся в единой гармонии. Как можно заменить здоровому человеку почку? Теоретически можно, только зачем. Так и у нас».

Но вот отзвучала европейская оперная классика, отгремели овации за популярные оперные шлягеры «Люди гибнут за металл» и «Тореадор, смелее в бой».

Их сменила мелодия французской «Вечной любви». Знаменитая песня из репертуара Мирей Матье в исполнении тенора Олега Бляхорчука обрела новые штрихи. Певец словно расширил пространство знакомой мелодии, и она прозвучала у него как призыв ко всеобщей гармонии на нашей грешной земле.

Растаяли звуки, мелодия перестала парить в зачарованном зале, и на сцене вновь появился господин Турецкий:

- Ну что, рязанцы, - произнес он, - а теперь от любви буржуазной мы перейдем к любви реальной. И начнем с весьма актуальной для нынешней зимы песенки Кола Бельды.

Многие в зале, конечно, знали этого некогда весьма популярного в Союзе нивха, который лихо распевал шлягер тех лет «Увезу тебя я в тундру».

И многие уже оживились в предвкушении знакомой и знаковой для того времени мелодии, часто исполняемой и сейчас в застолье. Но вместо этого хор затянул «Джингл Бэнз», новогоднюю американскую песенку. А пока зал недоуменно соображал, с чего бы это, вдруг начался такой крутой дивертисмент: песенку Бельды сменил хит «MONEY» группы «АВВА», а в него вдруг врезались мотивы «Кабаре» Боба Фосса.

Этот «горючий» музыкальный материал задымился и в конце концов воспламенил слушателей. Ему, зрителю, вдруг стало интересно все, что происходит на сцене. Вот эта способность постоянно удивлять, держать в напряжении публику и есть одна из слагаемых успеха «Хора Турецкого».

Фрагмент 2.

«Вы знаете, у хора такой многообразный и разноплановый репертуар, что у нас нет одинаковых концертов. Например, в Америке публика не понимает, просто не знает, никогда ранее не слышала советских шлягеров. Или знаковых песен эпохи раннего СССР. Ей чужд одесский фольклор. Американцам вообще непонятны наши экзерсисы на эту тему - не та у них ментальность. Но они ценят музыку Чайковского, обожают оперную классику. И принимают нашу концепцию, нашу интерпретацию.

Мы ведь проповедуем неоклассицизм, мы - неоклассика, мы - пересечение эпох и стилей, эклектика. Конечно, и в США есть замечательные исполнители, работающие в этом направлении, например, Сара Брайтман. Но их немного. И один артист не может позволить себе такого разнообразия, у них просто нет таких возможностей, как у нашего хора. Поэтому в Америке совершенно другой тип концерта. К тому же мы принимаем во внимание, какая публика пришла на наш концерт.

Мы даем примерно 320 концертов в год, а востребованность на наше искусство чрезвычайно высока. Так, мы сегодня ехали в Рязань, и ко мне во время поездки поступило сразу четыре приглашения петь в разных местах, но, к сожалению, коллектив у нас один. Поскольку мы первый раз в Рязани, я решил показать базовую программу коллектива, чтобы познакомить рязанцев с основными направлениями нашего творчества.

Это будет такой мировой компот - музыка всех времен и народов: и классика, и опера, и джазовые стандарты, и советская шлягерная палитра, надеюсь, много музыкального юмора. В общем, большая, разнообразная программа, неожиданная для многих зрителей».

Ну что ж, правильный эффект был достигнут. И Михаил Турецкий, улыбаясь, воскликнул: «Мы в восхищении от вашего зала, Рязань!» И началась, собственно, главная, ностальгическая часть первого отделения концерта.

Попурри на темы военных песен сменяли парафразы на темы знаковых песен советской эпохи. Грандиозно прозвучал марш «Наш паровоз», особенно в новой фразировке знаменитой революционной песни:

Давай, Рязань, вперед лети,
В коммуне остановка,
Иного нет у нас пути,
В руках у нас - винтовка.
А после «бурных, продолжительных аплодисментов, переходящих в овацию» был дан «Назад в СССР» «Битлз», открывший «самое лучшее» из времени 70-80-х: «Чингисхан», «Распутин» «Бони М», и, конечно, «Мой адрес - Советский Союз»...

Фрагмент 3.

«Я считаю, что мне повезло. Мне нравилось жить и в советское время, учиться в институте Гнесиных, когда было понятно, что это за профессия такая «дирижер хора» и что ждет тебя впереди

Мне как-то посчастливилось присутствовать на репетиции знаменитого дирижера Евгения Мравинского. Это было в конце 80-х годов. Сидел на стуле пожилой человек, ему уже было за 85, и работал с оркестром, состоявшим сплошь из профессоров Ленинградской консерватории. И он с ними репетировал 6-ю симфонию Чайковского, такую прожженную, хрестоматийную классику. И эта питерская профессура с замиранием сердца смотрела на Мастера. Он им не говорил: «Вот ты играй стаккато, а ты - легато». Он словно не с ними, а с Богом разговаривал. Вот чего бы мне хотелось добиться. А склонность к самосовершенствованию и перфекционизм - это мне, не скрою, свойственно. Видимо, на этом и стоит мой авторитет в группе.

А к последователям я отношусь нормально, что касается конкурентов - такую модель, как наша, построить очень сложно. На это необходимо затратить очень много труда, не рассчитывая вначале на большой коммерческий успех. Как говорится, «избавь себя от корыстного желания попасть в цель». Так, без желания попасть в цель, просто наслаждаясь процессом, ничего не требуя от жизни, нужно было годы и годы в это дело «запалить». На такой риск в наше коммерческое время никто идти не хочет. Все хотят знать, что с ними будет через два года, если они будут так «палить» себя».

На такой волне нашей памяти и закончилась первая часть концерта. Зрители хлынули в фойе, стараясь первыми занять очередь за дисками и буклетами прославленного коллектива. А в свободном пространстве закружились VIP-персоны, среди которых журналисты сразу же обнаружили Губернатора области. Георгию Ивановичу Шпаку пришлось ответить на их вопросы. Впрочем, он делал это с явным удовольствием.

- Я лично знаю хор Турецкого с 1997 года, - сказал Губернатор, - и мы много раз приглашали его к нам, в Рязань. Это действительно уникальный коллектив. Поражает искусство артистов, кажется, что нет предела возможностям человеческого голоса.

А пока публика старательно запасалась записями хора, которых, кстати, я в Рязани никогда не встречал, еще один фрагмент с пресс-конференции Турецкого.

«Наверное, я в чем-то диктатор, постоянно меняющий политику кнута на политику пряника, понимая, что со мной работают очень талантливые люди, которых давлением на них не возьмешь. Авторитет с помощью силы здесь не завоевать. Нужно доказать им свою правоту. Мне это пока удается. Артисты смогли поверить в меня, в мои, как им поначалу казалось, безумные проекты. Вдруг сказка стала былью.

Я, как Моисей, вывел их из Египта и дал им свободу. И они теперь уважают свою профессию, могут с достоинством сказать: я музыкант. Для этого нужно было придумать некую концепцию, чтобы вывести из загона классическое искусство.

Мне удалось сделать свое «ноу-хау», и люди ко мне потянулись. Наши артисты получили, во-первых, возможность для творческой самореализации, а во-вторых, смогли по-настоящему уважать свою профессию».

И от себя лично: прекрасно, что наши музыканты, певцы и артисты стали уважать свою профессию, а не идти, как было в безумные 90-е, в официанты или грузчики. Замечательно, что публика в нашем городе идет не только на концерты «поющих трусов» и «кожаных курток», а на настоящих профессионалов, действительно, не путающих стаккато с легато.

На том кончаю - пора идти на второе отделение, о котором расскажут уже другие очевидцы.

Владлен Гордиенко,
«Рязанские ведомости», №28

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz