Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Михаил Турецкий: Мы боремся с дебилизацией нашего общества

В 2005 году исполняется 15 лет “Хору Турецкого”. Дата не круглая, но для человеческого существа значительная. Подросток переживает стадию активного созревания. Движущая сила этого организма, его сердце и мозг предоставил Sem40 отчет о прожитой жизни.

Некогда “Мужской камерный еврейский хор” Московской хоральной синагоги, сегодня он вышел за рамки Храма и трансформировался в “Десять голосов, которые потрясли мир”. “Хор Турецкого” занимается нелегким делом еврейского просвещения. Творчество Хора базируется на серьезной исследовательской работе. Михаил Турецкий находит в современной музыке глубокие еврейские корни, еврейский музыкальный архетип и поднимает его наружу, дает слушателю возможность увидеть его, а главное – услышать. Иудейская песенная культура – праматерь православной религиозной музыки, еврейские религиозные песни являются первоисточниками всех советских вальсов.

Отец-основатель и бессменный лидер хора встретился с корреспондентом Sem40 и, руководствуясь правилом “Не могу молчать”, рассказал все, что “накипело” за последние пятнадцать лет.

Mission is possible

- В студенческие годы я приходил на Горку и слышал пение старых канторов. Все это совпало с возрождением православной музыки и с эпохой Перестройки. Было понятно, откуда растут корни. Я как музыкант профессиональный и образованный видел, что иудейская песенная культура являлась праматерью православной религиозной музыки. Я очень этим заинтересовался, а мысль материальна… Надо восстанавливать иудейскую духовную хоровую традицию. И мы восстановили ее. В этом историческая миссия нашего коллектива: мы первые, кто на территории бывшего Советского Союза профессионально восстановил еврейскую духовную музыку. Это был девяностый год – совершенно сказочное время, мы пели в храме… Весь год прошел весь в репетициях и первых концертах: мы дебютировали в Таллине, Кишиневе, Калининграде, Санкт-Петербурге. Это было настоящее откровение. Люди не ожидали, что кроме Хава Нагилы и Семь Сорок, у евреев есть такое богатое музыкальное наследие. А оно колоссальное. Мало кто знает, но оно повлияло на развитие советской массовой песни и всей сегодняшней поп-культуры на территории бывшего Советского Союза. Я очень люблю на своих концертах показывать, что еврейские религиозные песни являются первоисточниками всех советских вальсов, например.

- Такой музыкальный архетип?

- Да. И ничего нет в этом удивительного. Кто создавал советскую массовую песню? Дунаевский, Покрассы, Цфасман, Блантер, Колмановский, Островский, Фельцман, Френкель, Фрадкин… Есть такая молитва “Сим Шалом” и песня Марка Фрадкина “Плыла качалась лодочка”, мы объединяем на наших концертах эти песни и показываем, откуда растут ноги. Мы продукт советской музыкальной школы, с одной стороны, а с другой стороны, мы евреи, которые получили российское образование и при этом могут точно и четко проанализировать, что к чему.

- Зрят в корень…

- Да. Замечательно!.. Я сейчас вспоминаю, с каким упоением мы восстанавливали эту традицию иудейской духовной музыки и сколько для себя там всего находили. Евреи жили на территории разных стран, вбирали в себя культуру тех народов, одновременно обогащая своей культурой эти территории и этих людей. То есть проходил такой большой cultural exchange, обмен энергетиками… Не было однообразия в еврейской храмовой музыке. Музыка очень эклектичная, полистилистичная именно потому, что писалась на разных территориях и разными по характеру людьми. Евреи, которые жили в Германии, в Польше, на Украине или в Соединенных Штатах Америки, – это разные люди, израильтяне тоже разные люди. Ну разные! И музыка поэтому такая разная, хоть и еврейская. Что касается моего коллектива, со временем в рамках одной национальной культуры нам стало тесно и мы создали по этим ветвям программу на разных языках, куда вошла музыка разных стилей, эпох и направлений. Это кроссовер такой… (Музыкальный стиль, соединяющий разные направления, например, джаз и поп-музыку, – для популяризации более серьезных стилей или, наоборот, для «углубления» легких жанров. – Ред.) Это соединение эстрады с классикой, фолка и джаза, оперы и… В общем, все то, чему мы учились в высших учебных заведениях, нам сегодня пригодилось. И мы делаем красивые просветительские и шоу-проекты, то есть мы это объединяем. На наших концертах мы ведь не только развлекаем людей, мы пытаемся выполнить свою просветительскую миссию – посеять разумное, доброе, вечное и заставить людей что-то вспомнить, поностальгировать, решить какие-то очевидные, очень простые проблемы, которые кажутся сложными. Все наши концерты сотканы из музыки, которая нам дорога. Мы говорим о том, что нам интересно и больно и, конечно, не забываем о Б-ге. Хоть люди мы нерелигиозные… Евреи по-Турецки - Я очень люблю говорить, что евреи делятся на пять категорий. Есть соблюдающие субботу, религиозные евреи – это первая категория. Вторая категория – это евреи, которые считают себя евреями, уважают все еврейское, еврейские традиции, пытаются приспособиться к каким-то моментам, которые с молоком матери к ним не пришли. Они пытаются осознать их и пропустить через себя, быть близкими к этому: скажем, не соблюдая субботу, все-таки стараться зажечь ханукальные свечи или поститься в Йом-Кипур, хоть что-то делать… Есть евреи, которых тема национальности вообще не интересует, – космополиты. Они осознают свою еврейскую национальность, но не хотят ни говорить на эту тему, ни идентифицировать себя с еврейством. Это третья категория. Есть четвертая – евреи, принявшие христианство. Формально они вообще отрицают все еврейское, вешают на себя другую религию. И пятая – евреи-антисемиты. Эти евреи ненавидят все еврейское и готовы с ним бороться. Ничего удивительного, в нашем подлунном мире очень многообразные явления. Мы относим себя ко второй категорией.

- То есть уважаете…

- Потому что генетика наша. У меня в коллективе не все полноценные евреи, есть вообще неевреи, но у многих кровь еврейская, у большинства. Когда мы начинали, это, наверное, имело значение. Человек должен по душе придти. Должно быть что-то родное. Сейчас мы уже давно не в синагоге. Работаем в концертных залах, на телевидении, на открытых площадках, стадионах, во дворцах спорта.

Кушать подано

- Почему мы пришли? Мы боремся с дебилизацией нашего общества. За счет своих профессиональных голосов, живого звука, культуры поведения на сцене, хорошего костюма: у нас нет кроссовок, маек, дрань-рвань, нет фонограммы, нет безголосицы. У нас есть голоса, высшее музыкальное образование, большой репетиционный процесс. Мы пытаемся показать прекрасную музыкальную природу, не нашу прекрасную музыкальную природу, это будет нетактично сказано, а просто прекрасную природу живой и замечательной музыки, которая создана человечеством.

- Противопоставить ее…

- Да, противопоставить этому примитиву колхозному, который сегодня бытует и на телевидении, и вообще, так сказать, чем закармливают население. Как говорят, пипл хавает. Они хавают то, что им дают с лопаты. Мы пытаемся их не с лопаты кормить, а десерт подать.

- На хорошо сервированном столе.

- Да. Познакомить их с тем, что создано человечеством. Не примитив – «одна палка, два струна», а то, что создано гениями, гениальными композиторами, талантами. Мы пытаемся объяснить, что консерватория – это не там, где консервы заворачивают, Башмет не Башкирский Металл, а альтист знаменитый. Очевидные вещи. И в этом наше предназначение – превращать людей из зверей в людей. Музыка – единственная сила, которая делает из зверя человека. Это, может быть, красивая фраза, но, тем не менее, музыка очеловечивает, делает человека тоньше, более духовным, чувствительным и эмоциональным. Музыка – номер один!

Золотая десятка

- Вам не поступали предложения выступать на концертах поп-звезд, чье творчество «пипл хавает»?..

- Мы приглашали звезд в нашу сольную программу. Но мы берем то, что нам интересно. Есть десять артистов, которых мы воспринимаем, к которым мы уважительно относимся.

- Которых вы уважаете как музыкантов?

- Ценим, уважаем, понимаем, что они в своем формате добились больших результатов. С этими людьми мы сделали дуэтные номера, которые по отдельности сделать невозможно или сложно, а вместе получается новый музыкальный продукт.

- Можете назвать имена?

- Ну, Иосиф Давыдович Кобзон. С ним мы постоянно сотрудничаем, мы можем многое делать вместе, у нас совпадают форматы.

- Вы с ним работали в Прощальном туре, он вам помог тогда.

- Да. В Прощальном туре мы занимались только еврейской музыкой, сейчас мы делаем что-то еще другое… Киркоров, Басков, Вайкуле, Галкин, Лолита, Боря Моисеев. Это некое шоу развлекательного характера, то есть другая реальность.

- Девушка, которая что-то с вами обсуждала, это не продюсер Газманова?

- Газманова… Мы сделали два концерта в Кремле. Вот это было беспрецедентное шоу, трехчасовой марафон.

- "Когда поют мужчины"?

- Да. Два битка, два аншлага, супераншлага. Кремль такого не видел. Очень дорогой был продакшн, дорогая реклама, дорогой свет, дорогая сцена. Мы пригласили на свой концерт Эмму Шаплен, она по формату нам подходила, но… разочаровала. Рядом с нами она звучала как безголосая девчонка. Это мнение людей. Но во втором отделении была Глория Гейнор – большой американский профессионал. Это не раздутая, распиаренная личность, а певица, которая сама достигла всего, и в результате успех. Она вышла и сразу на нас запала, поняла, что мы профессионалы: вот живая энергетика! Мы сделали три номера вместе – зал был в восторге. После этого мы продолжали еще сорок минут концерта, и он закончился триумфом, стоячим залом. Люди до сих пор не могут в себя прийти: такие отзывы, такая пресса…

Вход свободен

- У нас есть публика, которая на нас идет. Сегодня это люди разных национальностей. Мы объездили всю Российскую Федерацию и некоторые города СНГ. В пятидесяти городах России мы собрали огромные залы, два битковых аншлага в Октябрьском зале – четырехтысячник в Петербурге. К нам приходят любители музыки. Это то, к чему я всегда стремился. Сделать такое шоу, чтобы люди не боялись, не говорили: это только для евреев.

- Чтобы не было зашоренности?

- Когда Моисей получил от Всевышнего на горе Синай Тору, идея была такая: все гениальное, что есть в Книге жизни, все мицвот, заповеди, дать людям всего мира. Не закрываться в местечковой банке, а дать, показать… И я хочу, чтобы лучшее, что есть в еврейской музыке… Естественно, мне сложно, потому что я раскручиваю формат в формате – сначала нишу, а потом продукт в этой нише. Это очень сложно. Поэтому я использую все средства – и мне удалось навести мосты дружбы, растопить лед непонимания. К евреям относятся как к инакомыслящим, а я говорю: «Да что вы?! Какие мы инакомыслящие? Мы вот они! Мы здесь, на этой земле выросли» Да, мы уважаем ценности западного мира, да, мы знаем Израиль, мы знаем Соединенные Штаты Америки. Да, когда рухнули близнецы, как личную трагедию воспринимали. Может быть, это не модная тенденция – любить Америку, но Америка многое дала миру. И вот мы здесь, продукт российской школы, советской школы, советской системы. Мы любим эту землю и хотим, чтобы здесь все люди понимали друг друга. Музыка помогает нам объясняться, общаться и сближать людей. На наших концертах, как говорят, мы-таки получили всех людей. И они уходят другими. Они уходят, а мы сеем в них добро и понимание, толерантность так называемую. Это один из моментов, а второй, конечно, это то, что мы любим музыку, любим то дело, которым занимаемся. И те волны, вибрации, которые мы посылаем в зал в любом городе, где мы появляемся, делают этот город счастливым. К сожалению, вечеров не так много, в году их всего триста шестьдесят пять.

- В 2005 году Хору исполняется пятнадцать лет. Это как-то будет обыгрываться?

- Может будет, а может нет… У нас идет перманентная работа, мы не знаем.

Николай Михалев,
специально для Sem40.ru, 14 февраля 2005 г.
Источник

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz