Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

Михаил Турецкий: "После наших концертов люди идут делать детей!"

Перед Новым годом "Хор Турецкого" отметил юбилей - 15 лет. Этот коллектив может спеть все: от классической оперы до блатной "Мурки". В беседе с корреспондентом "С.-И." руководитель хора заслуженный артист РФ Михаил Турецкий решил раскрыть секреты своей арт-группы.

Десять мачо на одной сцене

- Михаил Борисович, слово "хор" обычно вызывает представление о какой-то бесполой массе... А вы изначально задумывали ваш коллектив из настоящих мачо?

- Помните шутку: "Я работаю в хору, все орут, и я ору"? Так вот, к нам это не относится. У нас - хор солистов, певцов с настоящими оперными голосами, причем каждый из них в одиночку может держать зал на протяжении всего концерта. Это "штучный товар" - голоса, личности, мужчины. Вы когда-нибудь слышали, чтобы арию Царицы Ночи из оперы Моцарта "Волшебная флейта" пел мужик? А наш тенор-альтино Михаил Кузнецов это может, причем не хуже колоратурного сопрано. В мире все меньше обладателей самого низкого голоса - баса-профундо. Один из немногих - наш Евгений Кульмис.

- Вы начинали как хор Московской синагоги. Тогда говорили, что у вас поют только верующие евреи, причем все как один обрезанные...

- Ну, это миф. Поют у нас люди разных национальностей, в том числе и евреи, хоть и необрезанные. Верующих ортодоксов среди нас нет. Для того чтобы соблюдать каноны иудаизма, надо многое перестать себе позволять и вообще жить в Израиле. Но традиции мы уважаем.

- Не боялись антисемитов? Тогда ведь очень активно действовало общество "Память".

- Сейчас весь удар, предназначенный евреям, приняли на себя "лица кавказской национальности". Антисемитизма я не ощущал, а вот мой отец - Борис Борисович Эпштейн - с ним столкнулся. Когда он пришел с войны, его, фронтовика, не восстановили в Академии Внешторга, откуда он студентом ушел защищать Родину. Это было очень обидно, ведь он подавал большие надежды. Не знаю, можно ли считать проявлением антисемитизма "минирование" нашего концерта в Тольятти. Люди стояли под дождем целый час! Когда проверка закончилась, народу было даже больше, чем до минирования. Мы это оценили и публике отдали все сполна. Такой у нас был кураж!

Москва - как наркотик

- В начале 90-х после ваших первых выступлений многие российские евреи, уже сидевшие на чемоданах, передумали уезжать...

- И правильно сделали. Русскому человеку, даже если он еврей, на родине лучше. В 90-е годы у нас был контракт в США, мы работали там два года, и публика нас всегда хотела. Нам дали звание почетных жителей Майами, почетных жителей Атланты, почетных жителей Бостона. Адвокаты говорили: вас здесь так любят, вы можете получить гражданство. Однажды мы пришли за рабочей визой в американское посольство. Консул спрашивает меня: "Вы уже бывали в Америке?" Отвечаю: "81 раз". - "Откуда вы так хорошо знаете английский?" Объясняю: "У меня контракт в США, к тому же жена - американка". Он удивлен: как же так, жена американка, есть работа в США, знаю английский, а живу в России? Чует какой-то подвох, идет консультироваться с начальством, предвкушая, что раскрыл банду "челноков", которая возит туда-сюда товары, а может, и контрабанду! Чтобы убедить его, что мы не челноки, а артисты, я зову весь хор, и мы поем "Боже, благослови Америку!" такими голосами, которыми у них никто спеть не может. У них же профсоюз не позволит десять часов репетировать, а у нас в России - хоть двадцать работай. Поэтому они и поют как любители. Все дипломаты побросали работу и сбежались нас слушать. Потом они оформили вместе с нами визу даже тем, кто был в отказе. Так что я теперь дверь в американское посольство открываю ногой.

- Но жить хотите в России...

- Представьте себе! Да, в США комфортнее, но в России - интереснее. Москва - это как наркотик. Если подсел, "соскочить" трудно.

Жена принесла жертву...

- Одна из ваших программ называлась "Еврейское счастье". Вы объясняли публике, что еврейское счастье - это короткий промежуток между двумя еврейскими несчастьями. А на самом деле что для вас - счастье и что - несчастье?

- Я - трудоголик, поэтому счастье для меня - это вдохновение, работа, творческие идеи. Что такое счастье, можно узнать, только пережив горе, потери, страдание. Моя первая жена погибла в автокатастрофе, я остался один с шестилетней дочерью Наташей. Через две недели приступил к созданию хора. Наверно, работа и спасла меня, помогла пережить беду. Потом было всякое - безденежье, кризис, попытки спасти коллектив. Просил помощи у меценатов, в частности, у Березовского. Хватило месяцев на 10. Мы поехали в США. Какое-то время Наташа жила со мной в США, ходила в американскую школу. Сейчас она заканчивает юридическую академию. Она очень глубокий, думающий человек, я ею горжусь.

- А как вы познакомились со второй женой?

- О-о, это очень романтическая история, где-то даже сказка, рассказанная на ночь. Я увидел Лиану после концерта в Далласе, штат Техас, в середине 90-х. Юная красивая девочка, значительно моложе меня, ее привезли в США из СССР совсем маленькой. По-английски она говорила лучше, чем по-русски. Сначала мы просто перезванивались, потом начали встречаться. Лиана - человек независимый и самодостаточный, жила в хорошем доме, ездила на дорогой машине, работала программистом. В 2001 году я намекнул, что неплохо бы нам всегда быть вместе. Но Лиана колебалась - ехать ли со мной в Россию? Потом все-таки решилась, почти как жена декабриста... Настоящая еврейская женщина должна принести жертву, и она ее принесла. Лиана и наша дочь Сарина переехали в Москву. Конечно, без шикарных американских дорог Лиане тут непросто, но с мужчиной Михаилом Турецким, надеюсь, она приобрела в России больше, чем потеряла в Америке.

Удовлетворять только публику!

- Коллектив много гастролирует, практически всегда на колесах. Ваши жены ездят с вами?

- Да что вы, мы же не звери какие-нибудь. Нормальный живой организм не может выдержать то, что выдерживаем мы - 115 перелетов в год. Артист подпитывается от аудитории, которая отдает ему энергию. А наши жены этой подпитки не имеют, им гораздо сложнее адаптироваться. Я, например, прилетаю в другой часовой пояс, перевожу стрелки на часах - и уже готов петь. Зачем же подвергать таким испытаниям любимых людей?

- И "спортивный режим", наверно, нужно соблюдать? Говорят, от секса голос садится.

- Ну, это явное преувеличение. Конечно, агрессивная сексуальная деятельность отнимает энергетику. Если мужчина выложился в сексе, он что-то недодаст залу. Но есть мужчины, которых хватит на все! Вот царя Соломона хватало же на 750 жен. И все же у нас есть правило: в день концерта никому не давать, кроме публики! Вообще, каждый певец сам должен знать, что он может, насколько его хватает. Мне, например, не надо беречь голос. Могу на спор петь шесть часов без антракта. А после концерта - еще и пойти в караоке. Просто потому, что концерт уже кончился, а кураж еще не прошел.

- Что за странная история с вашими декабрьскими концертами в Москве? Ситуация, как на вокзале в сезон отпусков. В киоски билеты не поступали, а перед концертом в Зале имени Чайковского спекулянты продавали их по 1000 долларов.

- Это не ко мне. Мне самому неприятно такое слышать, на нас это бросает тень. У нас самые дорогие билеты - по 200 долларов, а большая часть - от 500 до 1500 рублей. Но какие-то фирмы, видимо, перекупили, чтобы нагреть руки.

Спеть справочник? Запросто!

- В проекте Екатерины Рождественской хор Турецкого изображает картину Репина "Бурлаки на Волге". Вы сами себе не кажетесь такими бурлаками?

- Мы действительно тянем лямку, что есть, то есть. Но количество работы переходит в качество. Сейчас мы можем спеть все, даже телефонный справочник.

- Это как же? На какую мелодию?!

- Был такой экспромт на одном концерте по просьбе публики. Посовещались минуту, взяли справочник и в жанре православного гласа запели: "Стоматологическая кли-и-ника - сто пя-ать - шестнадцать - два-а-а-дцать". На шесть голосов! С залом случилась истерика.

- Получается, десять мужчин всегда вместе, без женщин... Как у вас в коллективе насчет нетрадиционной ориентации?

- У нас хор натуралов. Хотя, может, всех тайн своего коллектива я не знаю... Но все же своим зорким орлиным глазом отходов от традиций не наблюдаю. Даже когда мы показываем "реальный натуральный мужской канкан" - остаемся мужчинами. Что происходит в это время с женщинами? Они признаются, что после концерта хотят заниматься сексом. Один из наших поклонников - главный врач 31-й московской больницы доктор Голухов - как-то сказал: "Люди после ваших концертов идут делать детей!" За последние десять лет мужчины в России заметно ослабели. По прогнозам, к 2050 году россиян станет на 15 млн. меньше. Поэтому мы должны постоянно побуждать публику к продолжению рода. Кстати, сами показываем пример. Пока мы были в осеннем туре, у двух артистов родилось по мальчику, а у меня - девочка.

- Как назвали дочку?

- Эммануэль. На радость читателям "СПИД-инфо".

Беседу вела Светлана Яницкая
«СПИД-инфо» № 1’ 2006

 Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz