Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

СТАТЬИ

10 голосов, которые потрясли мир

 «Хор Турецкого» называют блестящим импровизатором современности в области реанимации классики и создания блистательных попурри, соединяющих совершенно органично(!) в «одном флаконе» высокое и низкое - Моцарта и блатную «Мурку», не оскорбляя при этом эстетский слух и вкус. «Хор Турецкого» - это интонационная виртуозность, тембровое разнообразие, верное ощущение стиля, культуры и неиссякаемое чувство юмора. Его участники способны под потрясающее световое оформление своих концертов из каждой песни сделать целую историю - неважно, будь это оперная ария, сюжет классического мюзикла, джазовая композиция, эстрадный хит или городской фольклор. Они выступали в Большом зале Московской консерватории, Кремлевском дворце, Большом театре, изумляли публику в Карнеги-холл, в залах ООН и конгресса (Вашингтон). 1 февраля их сумели увидеть (вживую) и услышать смоляне - в рамках юбилейного турне хора по российским городам и весям. А журналисты еще и пообщаться со всемирными знаменитостями - с самим господином ТУРЕЦКИМ, Евгением КУЛЬМИСОМ и Михаилом КУЗНЕЦОВЫМ.

- Первое выступление «Хора Турецкого» состоялось в 1990 году, и всего за два года вы сумели добиться потрясающего успеха, который длится и по сей день. В чем секрет?

Михаил Турецкий: - Одна из причин - необычная программа. Плюс энтузиазм, который помог нам за полтора-два года разучить довольно редкую музыку. Вначале это была индийская, литургическая музыка, мировая классика. И, конечно же, советская школа хорового пения. Гнесинка - это высочайший уровень! Благодаря счастливому стечению обстоятельств наш коллектив очень быстро набирал обороты. Нам повезло, что мы друг друга встретили и общими усилиями сумели создать оригинальный музыкальный формат, понравившийся публике. Почему мы стали популярными? Да потому, что нам этого хотелось. Если у человека есть колоссальное желание чего-то добиться, желание это тоже можно считать талантом. Вообще, каждый человек - это сумасшедшая энергетическая машина, обладающая колоссальной силой, которая есть внутри у каждого. Главное, научиться этой силой управлять. Жаль, мало кто способен направить свою внутреннюю силу на пользу себе и окружающим.

Михаил Кузнецов: - Музыке нельзя научить - можно лишь научиться. При огромном желании - всему. Не боги горшки обжигают! Одно из наших фирменных «блюд» - привлечение различных театральных приемов. Нас за это частенько ругают, наверное, потому что не знают, как к нам подступиться: «Вы и поете, и танцуете, все время залезаете на чужую территорию. Вам только осталось декламацией заняться, и «Хор Турецкого» превратится в настоящий драматический коллектив (смеется). С другой стороны, нас никто не ограничивает - мы себя реализуем, играя на сцене, в хорошем смысле слова. Отсюда и возникновение феномена «Хора Турецкого».

- Скажите, а это правда, что в вашем коллективе есть вокалист, который способен исполнять партии женским вокалом?

М.К.: - Да. Это я, как ни странно! (Смеется.) Правда, раньше я никогда не пользовался этим особенным талантом. В России традиция контр-теноров исторически не сложилась. Видимо, не было серьезных предпосылок для создания этой частички русской музыкальной культуры. Исполнительская манера контр-тенора ближе к европейскому искусству и нашла широкое распространение в Англии, Франции, Голландии. Когда я учился, то серьезно к своему умению не относился. Отшучивался разве... Шутки шутками, и вдруг выяснилось, что мой дар можно еще и продавать в определенном месте, в определенное время, в определенных обстоятельствах! Кстати, серьезно «грузиться» «женским» вокалом я начал только в этом коллективе, отпев партии теноров на протяжении добрых десяти лет.

- Вы в полном составе приехали в Смоленск?

М.К.: - Да, конечно! Выступление в полном составе является обязательным условием концертной работы «Хора Турецкого». В противном случае придется перекраивать программу. Отсутствие (и неизбежная подмена) участника коллектива иногда случаются, но крайне редко.

- Существуют ли музыкальные композиции, которые не под силу «Хору Турецкого»?

М.К.: - Мы не ходим по лезвию бритвы, не работаем под «желтую прессу». Нам это неинтересно. Зачем исполнять то, что в нашей интерпретации прозвучит невыигрышно? Музыканту важно, будет ли исполняемая им тема интересной, зажигательной. Вот это другой вопрос!

- А репертуар?

Евгений Кульмис: - С репертуаром у нас беда! Все, что мы исполняем - а это 70 - 80 процентов, так или иначе наполовину заказано, или... рекомендовано. Уж 50 процентов наверняка! Что плохого в том, если люди сами подсказывают, что именно им хотелось бы услышать в исполнении «Хора Турецкого»? Нам помогают! Бывает и так, что идея извне приживается и даже становится нашим ноу-хау. Кстати, у последней программы коллектива совершенно особенная концертная концепция: ряд религиозных конфессий - православие, католицизм, иудаизм - были представлены через музыку, что побудило нас взяться исполнять произведения, к которым мы вряд ли бы обратились, - «Реквием» Моцарта, «Аве Мария»...

- Какая вам публика больше нравится - в бриллиантах или попроще?

Е.К.: - Для нас непринципиально, кто перед нами - VIP-персоны или люди, с трудом насобиравшие деньги на билет, чтобы только сходить на концерт. Главное, чтобы публика нас любила и понимала. Кстати, виперы на наших концертах не жлобствуют. Они раскрываются, ведут себя совершенно непосредственно!

- А к вам в коллектив может прийти человек со стороны?

Е.К.: - И такое бывает. Недавно мы взяли молодого паренька, он и поет хорошо, и аранжировщик неплохой, но пока работает режиссером-студийщиком.

- Все же, как он попал в «Хор Турецкого»?

Е.К.: - Очень просто. Прислал свое резюме по электронной почте.

- Приходится выступать на корпоративных вечеринках?

Е.К.: - Считаю, что в этом ничего плохого нет.

М.К. : - Сегодня мы прилетели из Дели в Москву в пять утра как раз с корпоративной вечеринки. Намучились страшно - чертов чартерный рейс! Он задерживался катастрофически, так что нам пришлось очень долго сидеть в аэропорту. В общей сложности дома (в Москве. - Авт.) пробыли не более получаса. Сели на поезд - и в Смоленск.

- Вы поете бесплатно?

М.К.: - Почему нет? Мы с радостью принимаем участие в благотворительных акциях. Несколько раз выступали в Туле, пели для воспитанников детских домов, в Челябинске пели для ветеранов - совершено безвозмездно, давали «ветеранский» концерт в Смольном соборе С.-Петербурга. Это отнюдь не принудиловка, не мероприятия «для галочки», а проявление доброй воли, в конце концов, это наша совесть, боль душевная. Поймите, профессиональный музыкант работает не только за деньги. А мы... Мы же ведаем душами людей, мы ответственны за тех, кого приглашаем в зал.

- А как же вы все-таки относитесь к деньгам?

М.К.: - А деньги никто и не отменял. Как реклама - двигатель торговли, так и деньги - всего лишь двигатель прогресса.

Е.К.: - На что заработали, на то и живем. Хотя, между прочим, наш коллектив в некотором роде трудится под эгидой комитета культуры правительства Москвы.

- Говорят, что в некоторых коллективах распространена практика штрафов за различные проступки. Например, если от вокалиста пахнет алкоголем, его могут оштрафовать на 300 долларов. Так ли это?

М.К.: - Да хоть тысяча - в зависимости от важности мероприятия. Только вы сами подумайте, какая это глупость - система штрафов. Отработать по-честному концерт и так нелегко, а уж если перебрать перед выступлением... Штрафы не приживаются, потому что все мы вменяемые люди, которым за 30. Уж не безумствуем, поверьте. И случаев уплаты штрафов кем-то из коллектива я что-то не припомню. Алкоголь отнимает у человека жизненную силу, а у меня за двое суток - четыре перелета. В Индии 28 градусов тепла, а в Смоленске - минус 20. Ничего себе разница! Какой удар по организму, и в первую очередь по гортани. А вы говорите - выпивать...

Е.К.: - Час недоспишь - уже никакой. А публике все равно, что творится у тебя в душе, или же, как это ни парадоксально звучит, в организме. Вышел на сцену - давай! Публике наплевать, что ты накануне концерта просидел в Дели шесть часов в ожидании самолета.

- Десять талантов, десять индивидуальностей. Неужели у вас не бывает разногласий?

М.К. - Мы все сработались и прижились в хоре на почве профессионализма. Для нас важно ощущение добра, пущенного по кругу, оно общее и обязательно к тебе вернется. Чувствовать плечо товарища на репетиции, на сцене, создавая композиционные ходы, - что может быть прекраснее! Все мы нужны друг другу, и среди нас нет взаимозаменяемых. Созидательный момент в атмосфере добра - важный элемент успеха. Быть может, в этом-то и заключается феномен «Хора Турецкого»: мы являемся одним профессиональным целым. Кроме того, «Хор Турецкого» - это не только десять голосов, которые вы слышите на сцене. Нас гораздо больше.

- ???

М.К.: - Почему-то всегда забывают о технических работниках коллектива. Между прочим, высочайших профессионалах. И сейчас в нашей группе, помимо известных публике артистов и певцов, есть еще два музыканта - гитарист и пианист. Представляете, человек пришел с аранжировкой, и оказалось, что он пианист, и неплохой пианист! В Екатеринбурге он сумел аккомпанировать Кобзону без... репетиций! На такое способен лишь профессиональный музыкант.

- Часто под фонограмму работаете?

М.К.: - Еще как! Только трудное это дело. Трудное потому, что, когда работаешь годами вживую, столкнувшись с «фанерой», начинаешь себя ломать, при исполнении постоянно происходят асинхронизация, непопадания в ритм. Ты просто забываешь движения, не успеваешь за текстом - тут большая практика нужна!

Е.К.: - На телеконцертах вообще никто не поет вживую, и мы не исключение: технически очень сложно свести вместе на пульте десять микрофонов. Ни один звукорежиссер париться над этим не будет. Овчинка выделки не стоит.

М.К.: - Доходит до смешного: на одном из концертов у нас в зале было несколько «живых» микрофонов, а на улице стояла аппаратура, которая записывала шоу. И вдруг - накладка: звук в вагончик с аппаратурой не пошел, микрофоны - фук! Накрылись. Причем в зале звук есть, а на улице нет. И мы «плаваем», как рыбы в аквариуме. Беззвучно раскрываем рты. Вовремя найденный диск с фонограммой спас нашу репутацию. Но все равно при каждом удобном случае мы стараемся петь вживую. Это наш торговый брэнд. Зафонили микрофоны, «фанера» не пошла - все бросаем и поем сами, какие мы есть. Живые

- Говорят, что члены «Хора Турецкого» имеют статус почетных жителей ряда городов мира...

М.Т.: - Истинная правда. Существует официальный документ, подписанный мэром Майами, штат Флорида, в котором есть такие слова: «За замечательный и уникальный вклад в дело развития мировой музыкальной культуры «Хор Турецкого» и его артисты являются почетными жителями города Майами». Действительно, Майами - не единственный город, где нас чтут как почетных жителей.

- Сейчас очень модно иметь двойное гражданство. Есть ли у кого-нибудь из участников хора двойное гражданство?

М.Т.: - Может быть, это и и модно, но юридически сложно. Я совершенно спокойно могу иметь гражданство США и быть при этом гражданином России, но тогда налоги придется платить не только в РФ, но и в Америке. А я в этом не особенно заинтересован. Надеюсь, что когда-нибудь наступит такой момент, что все мы сможем гордиться страной, в которой живем. Все к тому идет. Это раньше «серпастый-молоткастый» вызывал какие-то неловкие (в основном, неуважительные) чувства у принимающей стороны. Особенно в Европе и США в 90-х годах. Сейчас времена меняются, и у нас нет комплекса неполноценности, что мы - не граждане США, тем более что членам хора и в Канаде, и в Америке предлагали грин-карты. Израиль - не исключение. Но мы - москвичи, любим Россию, и уезжать никуда не собираемся.

- Вам делают неожиданные подарки?

М.Т.: - Был случай - подарили здоровенную матрешку, состоящую из маленьких матрешек - членов нашего коллектива. Разумеется, я - Турецкий, большая матрешка, «меня» разбираешь, и там, один в другом, все мы.

- Да вы не просто успешные, вы - модные!

М.Т.: - Согласен. Первые лица страны постоянно приглашают нас на свои мероприятия, и региональные политики не исключение. Мы для них интересны, потому что политикам интересно ИНТЕРЕСНО провести вечер - как самым обычным потребителям. Почему бы и нет? Почему бы не насладиться качественной музыкой? Каждый вечер (если на сцене «Хор Турецкого») нескучный, и это главное.

Анастасия Петракова
Газета «Рабочий путь», Смоленск
9 февраля 2006 г.
Источник

Назад в "Статьи"

Hosted by uCoz