Клезмерская
музыка
Понятие
«клезмер» пришло из иврита, от слов
«змер» (песня) и «кле»
(инструмент). Первоначально оно и обозначало только музыкальный
инструмент, но с XVI века в Центральной и Восточной Европе еврейских
музыкантов стали называть «клезморим»
. Клезмеры - еврейские народные музыканты, исполнители традиционных
фольклорных песен и мелодий. Играли они чаще всего в бродячих
ансамблях ( капеллах ) из трёх - пяти
исполнителей. Не зная нот, клезмеры
были виртуозными исполнителями и приглашались в богатые дома.
Наряду
с традиционными инструментами - скрипкой, контрабасом и цимбалами,
клезмеры играли на духовых:
флейте и кларнете. В Восточной Европе их основным репертуаром
были свадебные мелодии, в XVIII веке клезмеры
начали играть и на светских праздниках. Они перенимали музыкальные
формы народной музыки тех стран, где жили: украинский гопачок,
бессарабский булгар или румынскую сибру,
и аранжировали их на свой лад. Дальнейшему распространению клезмерской
музыки способствовала еврейская эмиграция в США и Палестину.
70-е годы ознаменовались увлечением музыкантов различного происхождения
народной музыкой. На этой волне возник и новый интерес к клезмеру.
И вот последние двадцать лет можно назвать периодом бума клезмера,
его ренессанса - даже в Китае и Японии уже есть клезмерские
ансамбли! Именно в последние двадцать лет термин «клезмер»
стал служить определением музыкального жанра.
Клезмерская
музыка - это традиционная музыка восточноевропейских евреев,
евреев-ашкенази, корни ее - в еврейской средневековой традиции.
Без клезмер-капеллы невозможно было
представить себе еврейскую свадьбу, старинная еврейская поговорка
гласит: «Похороны без слез - как свадьба без клезмер» . Сегодня среди клезмеров очень
много неевреев. Известным образом,
история клезмерской музыки повторяет историю джаза: начавшись как национально-этническая музыка, она стала чем-то
большим, стала просто современным музыкальным языком. На данный
момент клезмер - респектабельный и бурно развивающийся музыкальный
жанр, стремительно завоёвывающий популярность, как среди евреев,
так и прочей музыкальной публики.
Творцы
клезмерской музыки заняты не столько
сохранением традиций, сколько обновлением и обогащением её.
Клезмерская
музыка необычайно богата. Она впитала и пропустила через душу
еврейского гения немецкие, балканские, славянские традиции,
также германские военные марши, городские романсы и многое другое.
Базисные жанры клезмерской музыки:
песенные импровизации «дойна», медленный танец «хусидл»,
прерывисто ритмичный «турецкий» танец, зажигательный танец в
круге «булгар» с подниманием почётного гостя на стуле («фрейлекс»).
К середине 19-го столетия клезмерская
музыка стала самостоятельным жанром. Клезмерская
музыка, как и вся еврейская музыкальная культура, давно вышла
за традиционные рамки, впитала в себя множество традиций и обогатила
собой другие музыкальные жанры. Именно тенденция обновления
постоянно сопровождала и продолжает сопровождать творчество
клезмеров.
Источник
Назад
в "Ликбез"