Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

ЛИКБЕЗ

Еврейский календарь 

Календарь (лат. Calendarium – долговая книжка). В Древнем Риме должники платили проценты в день календ. Календарь, в котором течение месяцев связывается с изменением фаз Луны, называется лунным. Он увязывает лунные месяцы и солнечные сутки, основываясь только на синодическом месяце (29,5306 суток). Из-за ежегодного смещения фаз Луны за 10 лет набегает ошибка 3,67 дня. Для уравнивания вводится в так называемые високосные годы дополнительный день, и тогда год равен 355 дням. 12 лунных месяцев длительностью, попеременно, в 29 и 30 суток составляют лунный год, равный 354 или 355 суткам, что короче солнеч­ного года примерно на 11 суток. Поэтому начала лунных годов в нашем летоисчислении смещаются от года к году. Таков мусульманский календарь. В результате мусульманские праздники «кочуют». Иногда они выпадают на лето, а через несколько лет на зиму. Календарь, основанный на годичном движении Солнца, называется солнечным. Он увязывает только две величины: тропический год и средние солнечные сутки. Продолжительность года близка к периоду видимого годичного обращения Солнца, т.е. тропическому году, равному 365, 2422 средних солнечных суток.

Календарь, увязывающий расхождения предыдущих и согласовывающий все три несоизмеримые величины: тропический год, синодические лунные месяцы и средние солнечные сутки, называется лунно-солнечным. Он более сложен, поскольку согласуется и со сменой фаз Луны и с годичным движением Солнца. В основе его лежит соотношение: 19 солнечных лет приблизительно равны 235 лунным месяцам. В течение каждых 19 лет считают 12 лет по 12 лунных месяцев (по 29–30 суток ) и 7 лет по 13 лунных месяцев. Лунно-солнечный календарь был у вавилонян в XI в. до н.э., позже эта календарная система была перенята иудеями.

Счет годам от начала ми­роздания, принятый ныне всеми еврейскими общинами ми­ра, исходит из данных еврейской летописи (Седер Олам Рабба), в которой сведена вся библейская и послебиблейская хронология вплоть до середины II в.  В этой системе летоисчисления момент новолуния первого месяца при Сотворении мира  приходился на 5 часов и 204 халаким (11 минут 20 секунд) пополудни второго дня не­дели (по юлианскому календарю понедельник в октябре 3761 до н.э.). В еврейском календаре это новолуние.

Согласно сохранившемуся преданию, создание упорядочения мира началось 25 элула (соответствует сентябрю) т.е. за пять дней до истечения Года хаоса.

В библейскую эпоху израильтяне сначала пользовались лунным календарем, считая наступление каж­дого месяца с момента появления на западном небосклоне нового серпа луны.

Для соблюдения религиозных праздников, приходящихся согласно Библии на определенные числа в лунных месяцах, всему еврейскому народу необходимо было знать их начало. Для наблюдения за наступлением  новолуния  выделялась специальная группа особо  зорких людей, которая тут же докладывала главе Синедриона, ведающего гражданскими и религиозными делами. Только он имел право устанавливать первый день лунного месяца. Оповещение в пределах Палестины  было примитивным – разжигание костров на горах. Первый факел подымался на Масличной, а затем и на других высотах, вплоть до Вавилонии и Сирии, «пока вся диаспора не выглядела, как сплошной костер». Однако, засылка самаритянами лжесвидетелей и разжигание ими ложных огней, вызвало необходимость посылки специальных «оповестителей» для живущих в дальних районах – диаспоре. Из-за нередких опозданий оповещения о начале нового месяца для живущих в диаспоре было установлено празднование всех главных праздников в течение двух дней.

Лунно-солнечный календарь сформировался  к началу VI в. Уравнивание солнечного периода с лунным, которое вычислил греческий астроном Метон в V в. до н.э., происходит через 19 лет, т.е. 235 лунных месяцев соответствуют 228 солнечным (малый календарный цикл). В каждый цикл входят 12 простых годов (по 12 месяцев)  и семь високосных (3,6,8,11,14,17,19 годы) по 13 месяцев. Этот дополнительный тринадцатый месяц Адар-I вставляется в високосные годы перед Адаром, который стал называться Адар-II (29 дней).

Для календарных расчетов и, в частности, для определения наступления новолуния принято вести отсчет суток с шести часов пополудни по Иерусалимскому меридиану независимо от времени года и географического положения данной местности. Для всех других целей еще с библейских времен началом суток считается не утренняя заря и не полночь (как в других календарях), а конец заката в предыдущий день. И ныне повсеместно суббота и праздники начинаются в их канун с заходом солнца, а их исход – с момента появления трех звезд на небосклоне. Дни недели, кроме субботы, называются порядковыми числительными.

Дни недели

Транслитерация

Воскресенье

День первый

Йом ришон

Понедельник

День второй

Йом шени

Вторник

День третий

Йом шлиши

Среда

День четвертый

Йом реви

Четверг

День пятый

Йом хамиши

Пятница

День шестой

Йом шиши

Суббота

День седьмой

Шабат

В еврейском календаре каждый месяц соответствует знаку зодиака, который, в свою очередь, согласно Библии, символизирует 12 колен Израилевых. Календарь рассчитан на 6000 лет и до конца этого срока не подлежит изменению.

Материал готовился для путеводителя по Израилю

Назад в "Ликбез"

Hosted by uCoz