Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

ЛИКБЕЗ

Краткий словарь музыкального театра

11 o'clock number - особо эффектный номер, расположенный в середине второго акта; поддерживает внимание аудитории. Назван так по тому времени, на которое приходилась середина второго акта в эпоху становления жанра мюзикла.

Audition - прослушивание; мероприятие, в ходе которого происходит набор актеров в новый спектакль. Проводится режиссером (director) или ассистентом режиссера по подбору актеров (casting director).

Backstage - служебные помещения театра, все, что не находится на сцене и не видно из зрительного зала; отсюда термин "backstage musical" - мюзикл, повествующий о закулисной жизни театра.

Ballad opera - мюзикл, вокальные номера в котором созданы на основе популярных мелодий.

Belt - традиционная бродвейская манера пения. В основном встречается у женщин (belt-сопрано) и характерезуется насыщенным грудным звучанием, металлом и большой силой, что было немаловажно в те времена, когда в театре не использовалось искусственное усиление звука.
Другие характерные черты: высокое подсвязочное давление, сокращение мышц гортани и глотки, плотное смыканием связок, речевое (высокое) положение гортани, обеспечивающее четкость гласных.
Belt вошел в моду благодаря бродвейской звезде Этель Мерман (Ethel Merman), обладавший таким голосом от природы. Самые известные певицы, работающие в этом стиле - Лайза Минелли (Liza Minelli), Патти ЛюПон (Patti LuPone), Линда Эдер (Linda Eder). Партии, написанные для belt-cопрано - Роза ("Gypsy"), Аделаида ("Guys and Dolls"), Рено Суини ("Anything goes"). Belt противопоставляется приближенной к академическому звучанию манере legit (см.).

Book - сценарий, либретто; прозаические диалоги в мюзикле, в отличие от вокальных номеров.

Book musical - мюзикл, включающий, наряду с вокальными и танцевальными номерами, прозаические диалоги, в отличие от sung-through мюзиклов, в которых прозаических диалогов нет и которые представляют собой непрерывную последовательность вокальных и танцевальных номеров.

Broadway - о спектакле: поставленный в одном из театров Нью-Йорка, расположенных на улице Бродвей, где сосредоточены главные, самые крупные городские театры; коммерческая постановка проверенного представления, характеризующаяся большими затратами и особым размахом. Ср. Off-Broadway и Off-off-Broadway

Callback - доведение до сведения актера того, что он успешно прошел первый тур прослушивания.

Casting - в театре - кастинг - этап постановки спектакля, во время которого осуществляется набор актеров, танцоров и певцов. Кастинг обычно состоит из нескольких прослушиваний (туров), в присутствии приемной комиссии, в которую могут входить продюсер, режиссер, хореограф постановки и музыкальный руководитель. На первом этапе кастинга актер обычно представляет самостоятельно приготовленные произведение - монолог или песню; в случае успешного прохождения первого тура, кандидатам предлагают разучить отрывок из шоу, на роль в котором они претендуют.
Различают type-casting ("кастинг по типу" - подбор актеров на роли исходя из их внешности и комплекции), colour-blind casting ("кастинг, игнорирующий цвет кожи" - подбор актеров на роли, не соответствующие их этнической принадлежности), gender-blind casting ("кастинг, игнорирующий пол" - подбор актеров на роли, не соответствующие их половой принадлежности).
Color-blind casting чаще всего встречается при локализации американских и европейских спектаклей в странах Азии, Африки и Латинской Америки (когда роли заведомо европейских по происхождению персонажей исполняются местными актерами), а также, в отдельных случаях, в Европе и США, когда этнически окрашенную роль исполняет актер европейского типа (например, Джонатан Прайс (Jonathan Pryce) - Инженер в "Мисс Сайгон" ("Miss Saigon")). Случаи gender-blind кастинга встречаются крайне редко; обычно это маленькие девочки, исполняющие роли мальчиков, и наоборот, а также актрисы-травести, исполняющие роли мальчиков и юношей.

Сhorus - припев в песне, в отличие от куплета (verse); кордебалет.

Сue - сигнал к действию для актеров, музыкантов, работников сцены и пр. Например, таким сигналом может служить определенная реплика актера - услышав ее, дирижер дает знак оркестру начать вступление к номеру, осветитель дает нужный свет и т.п.

Legit - в музыкальном театре - манера пения, которая характерезуется приближенным к академическому (оперному) звучанием. Партии, расчитанные на этот вокальный стиль, в основном встречаются в классических мюзиклах - "Оклахома" ("Oklahoma!"), "Карусель" ("Carousel"), "Король и я" ("King and I"), "Вестсайдская история" (West Side Story), "Кандид" ("Candide"), "Моя прекрасная леди" ("My Fair Lady"), "Продавец музыки" ("Мusic Man"), реже - в современных - "Призрак Оперы" ("The Phantom of the Opera"), "Суини Тодд" ("Sweeney Todd"), "Рэгтайм" ("Ragtime"). Среди звезд манеры legit - Джули Эндрюс (Julie Andrews), Альфред Дрейк (Alfred Drake), Барбара Кук (Barbara Cook). На современной сцене эту манеру пения представляют Одра МакДоналд (Audra McDonald), Ребекка Льюкер (Rebecca Luker).

Musical - в современном понимании раматическое произведение, в котором содержание передается с помощью слитых в единое целое доступных широкому зрителю музыки, песни и танца.
От других разновидностей драматических произведений для музыкального театра (опера, оперетта, балет) мюзикл отличает в первую очередь синтетичность: ни вокальные, ни танцевальные номера, ни музыкальное сопровождение в мюзикле не являются самодостаточными - они лишь служат равноправными средствами передачи содержания. Содержание (сюжет, образы действующих лиц, идейное содержание) играет в мюзикле большую роль, поэтому мюзикл, в отличие от оперы и оперетты, как правило, принято исполнять на языке, понятном зрителю.
Мюзикл не следует также смешивать с обычными драматическими произведениями, в которые могут с разнообразными целями вводиться вставные, служащие только для украшения вокальные и танцевальные номера, не являющиеся частью сюжета и не раскрывающие характер персонажей. В мюзикле, напротив, каждый вокальный и танцевальный номер оказывается неотделим от сюжета и не может быть изъят из спектакля без ущерба для смысла произведения в целом.

Off-Broadway - о спектакле: поставленный в одном из театров Нью-Йорка, расположенных за пределами Бродвея, где сосредоточены главные, самые крупные городские театры; экспериментальная, авангардная постановка, рассчитанная на сравнительно меньшую аудиторию, нежели бродвейский спектакль. В настоящее время Офф-Бродвей постепенно теряет роль испытательного полигона для нестандартных, шокирующих проектов и становится скорее площадкой, на которой обкатывают будущие коммерческие спектакли перед переездом на Бродвей. Ср. Broadway и Off-off-Broadway

Off-off-Broadway - о спектакле: поставленный в одном из тех театров Нью-Йорка, которые по количеству посадочных мест (100 или менее) отстают от театров и Бродвея, и Офф-Бродвея; малобюджетная экспериментальная постановка, иногда любительская. Ср. Broadway и Off-Broadway

Show-stopper - "останавливающий представление"; об особо эффектном номере, способном полностью удерживать внимание зрительного зала; гвоздь мюзикла.

Swing - актер (обычно начинающий), готовящий кроме своей собственной роли несколько главных ролей, с тем, чтобы заменить любого из их исполнителей в случае его отсутствия.

Underscoring - музыкальное сопровождение фрагментов мюзикла, не являющихся вокальными или танцевальными номерами.

Understudy - актер (обычно начинающий), готовящий кроме своей собственной роли одну из главных ролей, с тем, чтобы заменить ее исполнителя в случае его отсутствия.

Vamp - то же, что intro. В музыкальном театре - вступление перед песней.

Verse - строфа, куплет в песне; в отличие припева ("chorus")

Workshop - "мастерская", семинар; в театре - процесс подготовки спектакля к постановке, пробная постановка, представляемая в достаточно узком кругу. Такая практика позволяет при необходимости отредактировать спектакль перед полноценной постановкой.

Vaudeville - в Америке - сценическое представление, состоящее из не связанных единим сюжетом песенных, танцевальных, акробатических и иллюзионных номеров, а также сатирических и юмористических скетчей. Звездами водевилей были Джордж М. Коэн (George M. Cohan), Гарри Гудини (Harry Houdini), Эдди Кантор (Eddie Cantor).

Диапазон - интервал, лежащий между самой низкой и самой высокой нотой, которую способен спеть человек. Существует также такое понятие, как рабочий или концертный диапазон - это диапазон, используемый певцом на практике.
В американском музыкальном театре существует следующее деление голосов по диапазону и манере пения: сопрано, белт (belt), тенор и баритон. Партий, написанных для баса, чрезвычайно мало - например, Джуд из мюзикла "Оклахома" ("Oklahoma!"). Самый востребованный голос - баритон.
В мюзиклах диапазон голоса имеет важное, но не принципиальное значение. В основном партии написаны в средней, самой удобной для исполнителя тесситуре.
Однако и в мюзиклах встречаются и номера, требующие широкого диапазона. В знаменитом дуэте из мюзикла "Призрак Оперы" ("The Phantom of the Opera") сопрано берет ми (ми бемоль) третьей октавы, однако настоящей оперной виртуозности требует ария Кунигунды из мюзикла Л. Бернстайна (L. Bernstein) "Кандид" ("Candide").

Доктор - лицо, по предварительной договоренности посещающее спектакль специально с целью выявления его недостатков и доведения их до сведения режиссера. Доктора могут привлекаться к работе над шоу как во время его подготовки, так и впоследствии, если спектакль не имеет запланированного успеха и нуждается в улучшении.

Ревю - драматическое произведение, созданное для музыкального театра, представляющее собой последовательность вокальных и танцевальных номеров, объединенных чисто условным сюжетом или просто общей темой. Для исполнителей главной целью ревю, таким образом, оказывается возможность продемонстрировать свои таланты. Иногда ревю представляют собой компиляции, составленные из фрагментов разных мюзиклов одного композитора ("Putting It Together", "Side by Side by Sondheim" Стивена Сондхайма (Stephen Sondheim)) или песен, составляющих устоявшийся репертуар какого-либо исполнителя.
Исторически - легкое сатирическое представление, состоящее из песен и комедийных номеров на злободневные темы. Первые ревю появились в Европе и США еще в начале XIX в. В начале ХХ в. в США особый успех имели ревю Флоренца Зигфилда (Florenz Ziegfeld) "Ziegfeld Follies" (1907-1931) - роскошно оформленные зрелища, состоявшие из живых картин, стриптиза, вокальных, танцевальных, комедийных и сатирических номеров. В кордебалет Зигфилд по собственным стандартам набирал только самых красивых девушек определенного типа - они и стали визитной карточкой его ревю.

Тесситура - (итал. tessitura, буквально - ткань, от tessere - ткать) - преобладающая звуковысотность вокальной партии. Различают высокую, среднюю и низкую тесситуры. Если, исполняя арию или песню, певец в основном использует верхнюю часть диапазона своего голоса (даже если в произведении встречаются низкие ноты), можно сказать, что произведение написано в “высокой тесситуре”. Таким образом, нельзя говорить о "высокой" или "низкой тесситуре" вообще - можно говорить о высокой или низкой тесситуре только применительно к конкретному типу голоса (сопрано, тенор и так далее). Партии в мюзиклах, как правило, пишутся в самой удобной тесситуре - средней.

Hosted by uCoz