Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

ЛИКБЕЗ

Градация мужских голосов в опере

Тенор

Высокий мужской голос. Слово «тенор» происходит от лат. tenor - "равномерное движение голоса" и teneo - "держу, направляю".
В средневековой полифонической музыке тенору поручалось ведение так называемой cantus firmus’a – основной мелодии музыкального произведения, поэтому голос и получил такое название. Бывает разных типов:
Самый высокий – тенор-альтино (используется композиторами довольно редко). Для этого голоса Римский-Корсаков написал партию Звездочета в опере «Золотой петушок».
Лирический тенор - самый распространенный, использован буквально в каждой классической опере. Его диапазон до первой октавы – до третьей октавы. Отличается от драматического нежным, мягким характером, не так звучен, зато более подвижен. Оперные партии: Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Альфред («Травиата» Верди), Фауст («Фауст» Гуно), Пьер Безухов («Война и мир» Прокофьева) и другие.
Драматический тенор отличается большой силой, энергией, полнотой звука, характерным «металлическим» тембром. Чаще всего партии, предназначенные для драматического тенора, встречаются в итальянских операх – Радомес («Аида» Верди), Каварадосси («Тоска» Пуччини), Манрико («Трубадур» Верди), Отелло («Отелло» Верди), КаллафТурандот» Пуччини). В русских операх таких партий гораздо меньше – Садко («Садко» Римского-Корсакова), Герман («Пиковая дама» Чайковского).

Баритон

Средний по регистру мужской голос между басом и тенором. Слово происходит от греческого barutonos «низкозвучащий». Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким приятным тембром и выразительностью. Диапазон ля-бемоль большой – ля первой октавы.
Партия баритона в опере может быть также лирической или драматической в соответствии с двумя основными типами этого голоса. Однако различия между этими типами не очень велики – меньше, чем между лирическим и драматическим тенорами или лирическим или драматическим сопрано. Каждый певец выбирает для себя партии, которые ему больше подходят по голосу, и иногда в его репертуаре оказываются и те и другие партии.
Лирический баритон более высокий и подвижный – Фигаро («Севильский цирюльник» Россини), Валентин («Фауст» Гуно), ЭскамильоКармен» Бизе).
Драматический баритон – бархатный, объемный, сильный по всему диапазону мужской голос, в нижнем регистре приближающийся к басу. Партии - Яго («Отелло» Верди), Онегин ( «Евгений Онегин»), князь Игорь («Князь Игорь» Бородина).

Бас

Самый низкий из всех голосов (от греческого basis - «основа»). Различают три типа этого голоса.
Высокий бас отличается большой свободой и подвижностью пения, звучными высокими нотами, похож на низкий баритон. Он более характерный – именно для этого типа голоса написана комическая партия Дона Базилио («Севильский цирюльник»). Также высоким басом поют Владимир Галицкий («Князь Игорь»), Иван Сусанин («Жизнь за царя» Глинки), Мефистофель («Фауст»), Демон («Демон» Рубинштейна).
Низкий бас более тяжеловесен и менее подвижен, по сравнению с высоким, но в то же время он является очень ярким и сочным. Партии – Гремин («Евгений Онегин»), Кончак («Князь Игорь»), Борис Годунов («Борис Годунов» Мусоргского), Рене («Иоланта» Чайковского).

Бас-профундо

Очень низкий, грудной, объемнейший мужской голос, поражает глубиной и звучностью самых низких нот, доступных человеку. Используется в основном в церковно-хоровой музыке.

Существуют также пограничные, переходные голоса: лирико-драматический тенор, баритональный тенор, конр-тенор (развитый фальцет).

Назад в "Ликбез"

Hosted by uCoz