Об Арт-группе
"Хор Турецкого"

Сообщество

Написать нам

choir-club@yandex.ru

ЛИКБЕЗ

Из истории хорового искусства

С падением в 476 году Западной Римской империи и с образованием на ее территории «вар-варских» королевств наступает новый период в истории человечества, так называемое средневековье. Основными очагами профессиональной музыки становятся в это время монастыри и соборы. Отцы церкви хорошо понимали, какую большую роль в пропаганде их идей может сыграть музыка. Поэтому они использовали для богослужений народные напевы, делая отправление религиозного культа более доступным широкой публике.

Однако время от времени церковные власти начинали борьбу с чрезмерным влиянием мирских мелодий. Так, в VI веке в Риме церковные песнопения были сведены воедино и упорядочены. По преданию, эту реформу совершил папа Григорий I. Он составил цикл строго определенных песнопений, использовавшихся в католическом богослужении, которые получили название григорианского хорала. Музыка этих песнопений должна была внушить людям смирение. Поэтому из мелодии хоралов были изгнаны все земные, жизнерадостные интонации. Они исполнялись одноголосно, что способствовало суровости и аскетичности их звучания, да еще на латинском языке.

Правда, григорианские песнопения были неодинаковыми. Одни из них представляли собой псалмодию - распевное произнесение молитвенных текстов, другая часть - секвенции - импровизационные вставки, которыми расцвечивались эти однотонные псалмодические молитвы, и, наконец, самые красивые, лирические, а подчас и жизнерадостные мелодии, основанные на интонациях народных песен, назывались гимнами.

Все эти виды хоральных песнопений объединяли в мессе - торжественном воскресном богослужении,- состоявшей из пяти частей.

В XII-XIII веках церковное пение становится многоголосным. Первые композиторы, сочинявшие многоголосные произведения, работали в соборе Парижской богоматери, создавая их под влиянием многоголосного органного звучания, которым сопровождалось богослужение. Поэтому первые многоголосные песнопения называли органумом нового стиля. В этих сочинениях каждый голос был одинаково важным и самостоятельным.

Одним из таких видов очень сложных и интересных полифонических произведений, родившихся в то время, был мотет - жанр, в котором особенно ясно проявилась народная музыка. Все голоса мотета строились на разных мелодиях с разными текстами. Литургическая мелодия на латинском языке могла сочетаться с песнями - любовной французской и немецкой шуточной.

В XV-XVI веках в Европе в эпоху Ренессанса, благодаря подъему гуманистических идей, церковные запреты в области музыки и многие консервативные религиозные идеи были еще более оттеснены. Библейские мотивы трактовались композиторами так, как они были переосмыслены в народных легендах и представлениях. Большое влияние на стиль церковных произведений стала оказывать народная итальянская песня - певучая, широко и привольно льющаяся. Одним из наиболее выдающихся мастеров той эпохи был Джованни Палестрина, который долгие годы работал регентом (то есть руководителем хора) в соборе св. Петра. Он автор сотен месс. мотетов, духовных мадригалов, которые исполнялись хором a capella. Возвышенная и гармонически уравновешенная, проникнутая глубокой человечностью, музыка Палестрины часто вызывает ассоциации с образами картин Рафаэля.

В XV веке высокого расцвета музыка богослужений достигла в Нидерландах. Территория этой страны, богатой и передовой по тем временам, включала современную Бельгию, Люксембург, Голландию и северо-восток Франции. Музыка почиталась здесь больше всех других видов искусства, что способствовало бурному расцвету композиторского творчества. Именно нидерландские мастера первыми разработали новые правила полифонического письма - классический строгий стиль.

Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров была имитация - повторение одной и той же мелодии в разных голосах. Этот прием послужил основой создания высшей полифонической формы - фуги.

Главным качеством произведений строгого стиля считалось благозвучие, а некоторая «жесткость» их звучания искупались красотой положенных в их основу светских мелодий. Очень любили нидерландские авторы и жанр мотета, преобразованный церковниками в многоголосное произведение на единый латинский текст.

Новаторство этих произведений состояло в том, что в них возник утвердившийся затем в веках четырехголосный хоровой склад письма. Ведущим голосом был тенор, что значит «держащий», ему поручалась главная повторяющаяся мелодия - кантус фирмус. Ниже тенора звучал бас, а выше - альт (что и значило - «высший»). Самый же верхний получил название сопрано, то есть возвышающийся над всеми.

Наиболее выдающимся представителем нидерландской школы был Орландо Лассо - автор многих месс и 1200 мотетов. В наиболее излюбленный им жанр - мотет - Лассо внес множество новаторских приемов: некоторые мотеты написаны не в полифоническом, а в гомофонно-гармоническом стиле, насыщены неожиданными сопоставлениями тональностей, «пряными», изысканными, звукокрасочными гармониями.

С возникновением католичества в разных странах начали возникать критические учения, направленные против него и получившие названия протестантизма. Одной из его главных движущих сил была борьба крестьян и городской бедноты с феодальным господством. Но так как религия прочно владела умами масс, социально-политическая борьба принимала религиозную окраску - наряду с политическими требованиями выдвигались и новые требования к проведению богослужения. Большую роль в преобразовании богослужения сыграли вожди крестьянских масс Мартин Лютер и Томас Мюнцер. Мюнцер ввел проведение всей службы на немецком языке. При нем же была окончательно изгнана из хоралов и старая полифония, противником которой был также и Лютер. Молитвы стали распеваться одноголосно или в четырехголосном аккордовом складе, причем основная мелодия была перенесена в верхний голос, а текст песнопения произносился одновременно во всех голосах. Таким образом, идеи братства приобрели еще большую силу и производили на народ огромное впечатление. Это песнопение получило название протестантского хорала.

Мелодии протестантских хоралов строились мотивах народных песен различных стран: славянских, французских, итальянских, но, главным образом, немецких и напевов мейстерзингеров.

И хотя Крестьянская война в Германии была подавлена, лютеранство стало в стране официальной религией, а протестантский хорал- ОСНОВОЙ богослужения. Именно к нему обращались многие немецкие композиторы последующих поколений.

Католическая церковь не могла, конечно, остаться равнодушной к тому, что влияние ее подорвано. На так называемом Тридентском соборе высшими церковными служителями всякое заимствование мелодий из внекульто-вой музыки было подвергнуто резкому осуждению, и все вставки к секвенции были изгнаны из богослужения. Лишь четыре наиболее популярные секвенции, неразрывно сросшиеся с культовым пением, церковные власти не посмели отвергнуть. Среди них - знаменитый напев «День гнева». Его суровый трагедийный характер был продиктован самой жизнью того времени, а художественная красота образа явилась причиной того, что именно к нему обращаются в своих произведениях композиторы разных стран. Среди них французы Берлиоз и Сен-Сане, венгр Лист, русские и советские авторы Рахманинов, Мясковский, Хачатурян.

Однако, несмотря на все запреты церкви, мирские чувства и образы все более властно проникали в музыку богослужений. Особенно яркий тому пример - творчество И. С. Баха.

Остановимся на двух творениях композитора, созданных для церковного богослужения, но, как понимали это и современники Баха, далеко перешагнувших за стены храма. Грандиозные хоровые эпопеи, рожденные дыханием самой жизни, они давно уже звучат в концертных залах, где доставляют людям минуты высшей радости от соприкосновения с великим, непроходящим по своей ценности искусством.

Одно из этих произведений - «Страсти по Матфею», написанные и впервые исполненные целиком в 1729 году.

Бах во многом следовал в нем тем традициям, которые были приняты в жанре страстей: роли главных действующих лиц исполняли певцы-солисты, реплики народа - хор, расположенный на двух противоположных галереях, что создавало особый стереофонический эффект; важную роль играли также партии органа и оркестра.

И все же произведение это поражало своей необычностью. Прежде всего огромен был для того времени состав исполнителей этого музыкального полотна. Он включал два четырехголосных хора, каждый со своими солистами, тридцать четыре музыканта составляли оркестр. Поражал и огромный размах произведения. «Страсти по Матфею» состояли из семидесяти номеров и исполнялись в течение четырех часов!

Совершенно необычен был и характер изложения евангелического сюжета, исполненный драматизма, почти зримой сценической яркости. Так, в речитативах рассказчика Бах стремился передать взволнованную речь человека, явившегося свидетелем разворачивающихся событий. Поэтому речь его звучала эмоционально открыто и отличалась искренностью сопереживания.

Моменты повествования рассказчика прерывались то ариями, которые подчеркивали настроение данного момента, что тоже было очень необычно, то хоралами, привносящими настроение возвышенности, философского раздумья, то будто театрально-хоревыми сценами, в которых рисовались образы народа, также принимавшего участие во всех происходящих событиях.

Но слушателям это произведение не понравилось. Ведь в нем не было того отстраненно-величавого тона, к которому они привыкли. Наоборот, создавалось впечатление, что в церковь ворвалась толпа людей - негодующих и сострадающих. Лишь спустя столетие после возрождения «Страстей по Матфею» композитором Феликсом Мендельсоном оно было снова возвращено к жизни и продолжает звучать сегодня.

Другое величайшее произведение композитора - Высокая месса (Месса си минор), над которой он работал с 1733 года до конца жизни, совершенствуя ее. хотя партитура была закончена в 1738 году.

Короткие фразы латинских молитв явились для Баха лишь поводом для выражения мыслей о жизни и смерти, о торжестве нравственного величия человека, завоеванного его волей и мужеством. Композитор создал огромное, необычайное по глубине и силе музыкальное полотно, в котором отражен поистине необъятный мир чувств и настроений. Здесь скорбь и радость, сострадание и ликование, раскрытые, в самых многочисленных оттенках. Поэтому не случайно, что месса, никогда не исполнявшаяся при жизни Баха, зазвучав столетие спустя на концертной эстраде, затронула в сердцах людей самые сокровенные струны.

Исполнительский состав мессы - большой и смешанный хор, певцы-солисты, орган и оркестр. Она состоит из пяти крупных частей. Однако Бах, свободно разбивая слова молитв, создает произведение, включающее в себя двадцать четыре номера: пятнадцать хоров, шесть арий и три дуэта. Таким образом, Месса си минор является столь же грандиозным произведением, как и «Страсти по Матфею». Несмотря на свою монументальность, сочинение это, построенное по принципу контрастного чередования различных музыкальных эпизодов, так же, как и «Страсти», поражает своей цельностью. Особое единство придают мессе повторяющиеся время от времени образы и темы, которые, как арки в соборах, связывают всю конструкцию воедино. Одним из таких ведущих образов является тема хорала «Даруй нам мир», которым месса заканчивается. Смысл этих слов многозначен. Это - призыв к миру на земле и в душе человека, призыв к ясности и чистоте человеческих помыслов.

А теперь из Германии перенесемся в Россию. Правители русского государства и высшее духовенство также уделяли большое внимание музыке церковных богослужений, поэтому создавались специальные придворные хоровые коллективы, состоящие из самых лучших исполнителей. Однако православное богослужение, в отличие от католического, всегда оставалось чисто вокальным искусством, оно исполнялось хором a capella.

Очень важным в истории развития русского богослужебного искусства был XV век, когда из Киева в Москву пришло многоголосное партесное пение, вытеснившее одноголосное сопровождение молитв.

Самым сложным произведением был хоровой концерт - эмоционально открытый, виртуозный, с развитыми мелодическими украшениями в различных голосах. Он исполнялся в праздничные дни. Такое светское по настроению искусство резко отличалось от привычного ранее отрешенного, благочестивого пения. Поэтому написанные в новом стиле канты и псальмы (см. с. 179) - небольшие хоровые произведения куплетного строения - исполнялись и в домашнем быту.

Одним из замечательнейших русских творцов партесных концертов, а также кантов и псальмов был В. Титов - первый русский композитор, положивший начало развитию светского профессионального искусства.

В XVIII-XIX веках под влиянием нового полифонического искусства и новых форм инструментальной музыки родился русский классический хоровой концерт, пришедший на смену партесному. Авторами его были замечательные музыканты М. Березовский и Д. Бортнянский. Музыка этих композиторов воплощала глубокие человеческие чувства. Именно поэтому мы с таким большим интересом слушаем теперь произведения Бортнянского и Березовского, когда они звучат в концертах старинно-хоровой музыки.

Шедевром русской музыки стала «Всенощная» Рахманинова, которая, благодаря глубочайшему содержанию и выразительности, имеет огромную силу воздействия. Поэтому она звучит сегодня в концертных залах, и каждое исполнение этого сочинении становится событием.

Назад в "Ликбез"

Hosted by uCoz